skrijali.ru

Неовизантийский стиль

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Неовизантийский
Naval Cathedral of St Nicholas in Kronstadt 02.jpg
Морской Никольский собор в Кронштадте
Концепция имитация византийского искусства
Дата основания 1840-е
Дата распада 1910-е
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Неовизанти́йский стиль — одно из направлений в архитектуре периода историзма, возникшее в Западной Европе в 1840-е годы. Разновидность данного стиля, получившая распространение в Российской империи известна как русско-византийский стиль. Своё направление стиля существовало в Югославии между мировыми войнами.

Характеристика

Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VIVIII веков. Особенно ярко стиль проявился в церковном зодчестве. Художественным и идеологическим образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе и церкви Равеннского экзархата. Ответвление стиля — Бристольский византизм — отличился долей эклектики и строительством преимущественно промышленных зданий (склады и фабрики).

У храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек.

Храмы в данном стиле часто строились на окраинах Российской империи, особенно на юге, и на Балканах. Известные мастера стиля — Д. И. Гримм, Г. Г. Гагарин, В. А. Косяков и другие[1].

Византийский стиль в Российской империи

В конце XIX — начале XX веков в храмовой архитектуре России был распространён так называемый «псевдовизантийский стиль», являющийся повторением зодчества древней Византии. Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. Ярким примером псевдовизантийского стиля является Никольский Морской собор в Кронштадте (19021914, арх. В. А. Косяков, Д. К. Пруссак). У таких храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный вмещать несколько тысяч человек. Известнейшим архитектором, работавшим в псевдовизантийском стиле был В. А. Косяков.

Интерьер Кронштадтского морского собора

Византийский стиль в интерьере

Ярким выражением византийского стиля является традиционный православный храм. Исследователь З.В. Удальцова характеризовала византийский стиль как "изысканную роскошь" и "торжественную парадность", что является противоположностью простоте, естественности и наивности. Помещения украшались мраморными плитами и красочными мозаиками. Широко применялся "ковровый" растительный орнамент из темно-красного (пурпурного) и темно-зеленого (изумрудного) цвета. Стены и потолки расписывались фресками с преобладанием золотого ассиста. Содержание рисунков отличалось "глубоким спиритуализмом" и отсылало к библейским сюжетам и потустороннему миру ангелов. Персонажи изображались закутанными в синие и красные плащи византийского покроя на абстрактном фоне. Характерно использование медальонов. Изображения имели продуманную символику и сопровождались стилизованными надписями. Греко-римскую основу византийской культуры подчеркивали колонны с капителями, а средневековый дух — арки дверных проемов. Для освещения использовались как огромные люстры-паникадила, так и небольшие настенные светильники-лампады. Мебель темных пород (киот) характеризовалась сложной резьбой и золоченым декором.

Примеры неовизантийского стиля

Православные храмы
Католические храмы
Интерьер базилики Святого Людовика (en:Cathedral Basilica of St. Louis) в Сент-Луисе
Протестантские храмы
  • Лютеранская немецкая церковь Вознесения в больнице Августа Виктория на Елеонской горе в Иерусалиме

См. также

Примечания

  1. Некрасов А. И. Византийское и русское искусство. М., 1924

Ссылки

Савельев Ю.Р. "Византийский стиль" в архитектуре России. Вторая половина XIX - начало ХХ века. Изд. "Лики России": СПб, 2005

Савельев Ю.Р. Искусство "историзма" и государственный заказ. Изд. "Совпадение": М, 2008

Что такое Skrijali.ru Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. lrc-lib.ru является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

E-mail: lrc.site@gmail.com